Словарь медицинских терминов
Теория социально научения Роттера
Теория социально научения Роттера — поведенческая теория личности, автор Дж. Роттер. В качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5. Опыты личности взаимно проницаемы. 6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. 1–й концепт. BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1} или BP = E * RV Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP — вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты. E — ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV— независимы. RV— шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие). 2–й концепт. E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)} или E = E' + GE Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно–специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE — генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике). 3–й концепт. RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1} E ra — ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) — субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели — объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели. 4–й концепт. s1 — психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других. Литература: Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: Prentice–Hall, 1954; Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966; Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.Ссылки по теме
<<< Теория реверсивности · | · Теория справедливости >>> |
Бесплатные консультации
Наверх